Под спинальной анестезией ушивание пузырно-влагалищного свища

2016.09.27.(1)

44 года

выделение мочи из влагалища

В ноябре 2015 года перенесла удаление матки открытым доступом. В январе 2016 появилось выделение мочи из влагалища. Самостоятельное мочеиспускание возможно только утром после сна и не более 100 мл. В течение дня мочится не более 20 мл. А вот дальше будет самое интересное! Все это происходит в большом российском городе. Пациентка приходит за помощью. Подозревается свищ. Выполняется мультиспиральная компьютерная томография. Данных за мочеполовой свищ нет. Пациентка трактуется как больная, страдающая недержанием мочи при напряжении. Следующий шаг это операция с использованием свободной синтетической петли. После операции симптомы усилились. Связались со мной. Объяснили, что скорее всего речь идет о рецидиве недержания мочи. Попросили помощи. Жалко молодую женщину.

Естественно, доверяя специалистам, и для себя трактуя диагноз больной как рецидивный случай, до своего осмотра попросил специалистов по уродинамике выполнить исследование. Выполнили. Заключение однозначное – рецидив. Теперь моя задача это принятие решения. До осмотра детальная беседа с больной. Сразу нестыковка. Пациентка чётко помнит дату когда появились жалобы. Это характерный признак мочеполового свища, а не стрессовой формы недержания мочи. Далее, мочеиспускание только утром, т.е. когда мочевой пузырь наполняется в положении лежа. Тоже симптом при высоко расположенном свище. Теперь осмотр. Отрицательная кашлевая проба. Во влагалище моча. Однако при инструментальном осмотре свищевое отверстие обнаружить не удаётся. Выполнена цистоскопия. Выше межмочеточниковой складки определяется свищевой отверстие. Попытки завести через него тонкий катетер неудачны. Следующий этап это вагинография. При введении во влагалище специального иодсодержащего контраста контрастируется мочевой пузырь. Доказали, что причиной жалоб пациентки является сложный, «косой», пузырно-влагалищный свищ. Объяснили ситуацию. Простая россиянка. Ей не до деталей. Просто хочется быть сухой и забыть про памперсы.

Фистулопластика трансвагинальным доступом.

Под спинальной анестезией в мочевой пузырь введен индигокармин. При осмотре отмечено поступление окрашенной жидкости слева. Можно увидеть свищевой отверстие. При введении специального тонкого зонда не удается провести его в мочевой пузырь. До операции специально попросил доцента Бориса Николаевича Годунова поприсутствовать на операции, зная его огромный опыт в лечении больных с мочеполовыми свищами. Зона свища взята на специальные держалки. Окаймляющий разрез вокруг них. Ножницами разделена стенка мочевого пузыря и стенка влагалища. Свищевое отверстие частично иссечено. Мочевой пузырь в этой зоне ушит двухрядным швом. Учитывая характер свища наполнили мочевой пузырь до 300 мл с целью проверки герметичности швов. Всё сухо. Восстановлена целостность влагалища.

Установлен катетер и тампон. Можно отпускать завтра домой, а катетер удалить дней через 7-10.

P.S. Второй интересный случай мочеполового свища за неделю. Типичный пример, когда руки впереди головы. Лишь бы сделать не вдаваясь в подробности? Слепая вера в методы современной лучевой диагностики? Понятно, что характер свища не самый типичный, однако жалобы пациентки и результаты осмотра, вероятно, не были правильно интерпретированы. Очередной аргумент в пользу высокоспециализированной помощи данной категории больных.

Comments (3)

1. Уважаемый Михаил Юрьевич! Еще раз огромное спасибо за помощь нам и нашей пациентке! Первое о чем подумали, собирая анамнез — свищ. Лучевой метод был не первым в списке обследований. Свищевое отверстие не было найдено. Будем стараться учитывать прежние ошибки.

2. Уважаемый Михаил Юрьевич сказать спасибо вам это слишком мало .Вы приносите радость женщинам которые уже перестают надеяться что можно ещё жить.Я за две недели что лежала в вашем отделении увидела столько боли и слёз в глазах женщин.Эти иногда бестолковые вопросы которыми мы вас мучаем.И вы всегда готовы ответить нам .улыбнуться и подбодрить нас.Хочется пожелать Вам и Оксане Анатольевне удачи в вашем не лёгком труде.Вы внесли веру в хороших врачей.которую я очень давно потеряла.Ещё хочется сказать добрые слова в адрес Ларисы Анатольевны Духаниной которая мне помогла к вам попасть.Спасибо что вы есть Врачи.

3. Михаил Юрьевич хочется передать слова благодарности Годунову Борису Николаевичу огромное Вам спасибо. Низкий Вам поклон.