Масштабная урологическая операция

2015.06.19

Какие еще могут быть жалобы … —

Очередная показательная история вопиющей врачебной неграмотности. Молодая женщина легла в городскую больницу крупного подмосковного города для плановой операции – удалению матки из лапароскопического доступа. Все прошло хорошо. Однако через неделю отмечено повышение температуры тела и выделение мочи по страховым дренажам из брюшной полости. Вызван уролог. Был установлен внутренний катетер-стент. При контрольном снимке стент определяется в брюшной полости. А вот дальше всё и начинается… На 9 сутки выполняется реконструктивная операция – пластика тазового отдела правого мочеточника по Боари. Так во всяком случае написано в выписке. В послеоперационном периоде моча выделяется исключительно по страховым дренажам из брюшной полости. Через 5 дней после последней операции развивается внутрибрюшное кровотечение. Вновь на стол. Выполняется удаление культи шейки матки. Правый мочеточник выводится на кожу (уретерокутанеостомия), а также выводится трубка через мочевой пузырь (цистостомия). Значительная кровопотеря, требующая переливания компонентов крови. Моча продолжает выделятся по страховым дренажам. Наконец-то администрация больницы решила обратиться за помощью в профильное учреждение. По согласованию с заместителем главного врача по хирургии нашей больницы пациентку переводят к нам.

В такой ситуации необходимости в дополнительных методах исследований нет. Понятно, что у больной моча поступает в брюшную полость и первым делом необходимо принятие мер для прекращения этого. Попытались выполнить цистоскопию, однако стало ясным, что имеется обширный дефект мочевого пузыря. Больной показана операция в экстренном порядке силами заместителя главного врача по хирургии и двух доцентов кафедры урологии.

Ревизия брюшной полости. Ушивание дефекта мочевого пузыря. Уретерокутанеостомия с обеих сторон. Интубация кишечника. Дренирование брюшной полости.

Под комбинированной анестезией сняты швы с передней брюшной стенки. В брюшной полости свободная жидкость. Все признаки мочевого перитонита. При дальнейшей ревизии даже у всех бывалых людей зашевелились волосы под колпаками. Правый мочеточник проведен через брыжейку тонкой кишки, рядом перевязан брыжеечный сосуд. Как при этом не произошел некроз кишки непонятно. Далее мочеточник фиксирован изнутри к брюшине, а ниже есть дефект откуда поступает моча в брюшную полость. В мочевом пузыре дефект размерами около 4 см. а дренаж (цистостома) стоит через брюшную полость. Также есть повреждение левого мочеточника в нижней трети. Шовный материал использованный при предыдущих операциях – кетгут, значительной толщины. Все сделано с грубейшим нарушением всех существующих правил. К сожалению, в такой ситуации выбора нет. Единственное что возможно сделать это вывести мочеточники на переднюю брюшную стенку, ушить дефект мочевого пузыря. Так мы и поступили. Дополнительно были установлены дренажи в брюшную полость и проведен специальный зонд через нос в желудок и в кишечник. Манипуляция необходимая при лечении перитонита. Главное, чтобы теперь пациентка выжила. При благоприятном течении через 3-4 месяца будет решен вопрос о выполнении масштабной реконструктивной операции по восстановлению проходимости по мочеточникам. А пока, больная будет находится в отделении реанимации под контролем урологов и хирургов.

P.S. Не хочется комментировать произошедший случай. Говорить о том, что пусть это останется на совести очередного рукоблуда тоже не верно. Если человек так себя повел в сложившейся ситуации, то и вопрос наличия совести, а также порядочности и просто элементарных знаний весьма сомнительный.