Некоторые итоги работы хирурга-уролога за январь-июль 2014 годы

2014-07-25

Пришло время летнего отпуска. Прежде чем отправиться отдыхать я попытаюсь провести небольшой анализ своей деятельности за прошедшие полгода. Сделано 166 операций урогинекологического профиля. Различные манипуляции при мочекаменной болезни, онкоурологических заболеваниях не входят в это число.

Наибольшее количество вмешательств приходятся на долю недержания мочи. При этом операции с использованием запирательного доступа, а именно ТВТ-О (TVT-O) иТВТ-Аббрево (TVT-Abbrevo) выполнялись чаще всего 20 и 10. Это можно объяснить универсальностью этих синтетических петель, а также тем, что наибольший опыт использования, отдаленные результаты позволяют гарантировать пациенткам эффективность 85-90%. Перспективным представляется использование мини-петель или петель одного разреза куда, в первую очередь, относится Офира (Ophira). Сделано 19 операций. Меньшее количество операций, мне кажется связано с тем, что с одной стороны, мы более строже подходим к выбору больных для этих петель, с другой стороны, пока мы не располагаем таким опытом как при петлях ТВТ. Однако, эффективность, безопасность, возможность выполнения под местной анестезией, определенная универсальность для меня это как раз те аргументы, которые убеждают меня в том, что петля Офира (Ophira) должна использоваться чаще.

На долю других петель, таких как ТВТ-Экзакт (TVT-Exact)МиниАрк (MiniArc)МонАрк (MonArc) приходится минимальное количество 3/1/1. Объяснение довольно простое. ТВТ-Экзакт (TVT-Exact) это петля ограниченных показаний к использованию. Для того чтобы не разводить долгие разговоры о возможностях позадилонного доступа, скажу так, что в нашей клинике подобные синтетические петли, как правило, применяются тогда, когда трансобтураторный (запирательный) доступ или мини-петлю использовать невозможно или речь идет о рецидиве заболевания. Остальные синтетические наборы не используются, вероятно, в силу какой-то маркетинговой политики.

Второй по численности является группа больных с опущением (пролапсом) тазовых органов. С уходом с рынка операции Пролифт (Prolift) нишу заняла компания AMS. Лично для меня операция Элевейт (Elevate) является гораздо более безопасной, чем операция Пролифт (Prolift), а также предоставляет гораздо больше возможностей для лечения различных вариантов пролапса гениталий. Операций много как с использованием собственных тканей, так и с использованием синтетических материалов. Отмечается тенденция в сторону минимизации вмешательств, а именно, сочетания применения синтетических сеток и пластики собственными тканямирезекцией шейки матки. Подобных операций – 17. Изолированная операция передний Элевейт (Elevate anerior) при цистоцеле и/или выпадении матки 11. Осложнений, встречающиеся при операции Пролифт (Prolift), к счастью, не было. Эффективность и безопасность операции Элевейт сегодня не вызывает сомнений и позволяет надеяться на более широкое использование. Но при этом необходимо очень строго подходить к выбору показаний и противопоказаний. Не стоит забывать об ограничении в первую очередь у молодых женщин, а также при незначительных степенях пролапса.

Стало больше молодых женщин, обращающихся с жалобами на дискомфорт во время половой жизни, сексуальную дисфункцию, а также с жалобами их мужей, половых партнеров на потерю сексуальных ощущений, связанных с растяжением и/или опущением стенок влагалища. Этим пациенткам выполнялись различные варианты пластики стенок влагалища собственными тканями 21.

Влагалищная экстирпация матки была выполнена у 2 больных. Показаниями явилось полное выпадение матки после перенесенной операции  тотальный Пролифт (Prolift total). В настоящее время это является операцией выбора при нормальном положении стенок влагалища после использования синтетической сетки.

Операции по удалению или рассечению синтетических протезов всего было выполнено – 6. Показаниями являлись либо болевые ощущения – 4, рецидив заболевания – 1, а также поздние осложнения, связанные с незамеченной травмой мочевого пузыря, что привело к формированию камней мочевого пузыря – 1.

Количество операций при посткоитальных циститах (циститах, связанных с половой жизнью) остается из года в год стабильным и за этот период составило – 14. Учитывая ситуацию на медицинском рынке в Москве, а именно возрастающему числу так называемых “специалистов”, утверждающих, что они выполняют эту операцию, хочется всячески предостеречь своих будущих пациенток о возможных последствиях лечения у этих лекарей, обучающихся друг у друга исключительно по роликам из YouTube. Я никогда не скажу о 100% успехе этой операции, однако хуже после нее быть точно не может. Эффективность транспозиции уретры составляет – 75-80%. В ряде случаев, необходимо проведение дальнейшего медикаментозного лечения.

Пластика пузырно-влагалищных свищей была выполнена в 6 случаях. Операции выполнялись исключительно влагалищным доступом. Все случаи разные. Бывают похожие ситуации, но одинаковых никогда. Поэтому часто используется предварительный осмотр под наркозом с выполнением цистоскопии – 7. Это необходимо для определения объема и самое главное возможности выполнения реконструктивной операции Много больных из регионов, где лечению больных с мочеполовыми свищами, мягко скажем, внимания уделяется мало, а операции выполняются урологами, часто использующих доступ через мочевой пузырь. Все это приводит к рецидиву заболеванию и уменьшению шансов на успех. Большинство пациенток из регионов уверены, что попасть к нам невозможно, а если можно, то исключительно через платные медицинские услуги. Нет, нет и еще раз нет. Пожалуйста, обращайтесь, пишите, звоните, приходите. Любая жительница РФ имеет право на бесплатную медицинскую помощь. Граждане других государств могут попасть в нашу клинику через коммерческий отдел ГКБ №50.

Операции при парауретральных, паравагинальных кистах, дивертикулах уретры 8. В 3 случаях понадобилась пластика мочеиспускательного канала. Тоже стабильная цифра. Осложнений этих вмешательств не было.

Реимплантация мочеточника, выполненная с помощью роботической системы DaVinci – 3 операции и 1 подобная операция выполнена лапароскопическим доступом. Причиной обструкции мочеточника во всех случаях явилась травма во время гинекологической операции. Реконструкция мочеточника с помощью роботической системы или лапароскопии вызывает исключительно положительные эмоции. Это связано как с переносимостью пациенткой, так и ощущениями хирурга. Будущее исключительно за этими методиками.

Следующей группой операций в количестве 11 являются различные манипуляции, выполняющиеся у больных с интерстициальным циститом. Это и гидробужирование и прижигание (вапоризация) гунеровского поражения мочевого пузыря и обработка лазером. Это позволяет добиться временного улучшения самочувствия и в ряде случаев исчезновения или уменьшения болевого симптома. При любом варианте эти несчастные больные всегда надеются на вашу помощь .

В заключении хочется сказать, что прошедшие полгода прошли относительно спокойно, в хорошем рабочем темпе. Были и командировки и различные выступления в рамках проводимых конференций.

При нормальной организации лечебного процесса имеются значительные резервы для выполнения большего количества операций и расширения возможности помощи для больных урогинекологического профиля.